Моряки-тихоокеанцы рассказали о службе, сомалийских пиратах и приметах

Жизнь фрегата «Маршал Шапошников»

«Бескозырка белая, в полоску воротник…». Любой мальчишка хотя бы раз в жизни мечтал стать бесстрашным моряком, бороздящим морские просторы, или отважным капитаном, усмиряющим шторма. Корреспондент «МК» побывала в дивизии надводных сил Тихоокеанского флота и узнала, как несут службу те, кому покоряются моря.

Фото: Пресс-служба ТОФ.

Курсы экстремальной журналистики «Бастион», организованные Союзом журналистов Москвы и Министерством обороны, благодаря которым я и оказалась в Приморском крае, оказались богаты для слушателей не только различными испытаниями и теоретическими занятиями, но и интересными знакомствами. Приехать в портовый город и не побывать на корабле было бы очень обидно. Поэтому, когда за ужином организаторы сообщили, что утром мы едем на корабль Тихоокеанского флота, настроение у всех заметно приподнялось.

33-й причал Владивостока. Именно здесь базируются корабли дивизии надводных кораблей Тихоокеанского флота. Фрегаты, корветы стоят «плечом к плечу», как в строю. Если долго всматриваться, начинаешь ловить себя на мысли, что это вовсе не бездушные машины.

«Корабль надо любить. Как ты к нему относишься, так и он к тебе», — чуть позже услышу я от одного из морских офицеров. Выходит, не только мне эти гиганты показались живыми.

Справка «МК»: Соединение надводных кораблей Тихоокеанского флота было сформировано в 1952 году. Позже на его базе была создана дивизия ракетных кораблей. В 1968 году соединение было награждено орденом Красного Знамени. В 1990 году в ее состав вошла 44-я бригада надводных кораблей. В 2011 году произошло переформирование, а точнее объединение 36-й дивизии и 44-й бригады.

Поднимаемся на фрегат «Маршал Шапошников» в сопровождении встретившего нас офицера. Ранее основным предназначением фрегата был поиск и уничтожение подводных лодок, а после прошедшей модернизации это — нанесение высокоточных ударов по вражеским кораблям.

Но и задачу поиска подводных лодок с фрегата никто не снимал. На нем остался и гидроакустический комплекс, и противолодочное оружие. Заместитель командира корабля по военно-политической работе капитан 2 ранга Роман Шилов рассказал, что после модернизации самым знаковым событием стала установка крылатых ракет, которые способны поражать корабли противника на большом удалении и с высокой точностью. «Маршал Шапошников» стал первым кораблем-носителем высокоточного оружия.

Реактивные морские бомбометы, автоматическая корабельная артиллерийская установка, две восьмиячеечные вертикальные пусковые установки для 16 крылатых ракет «Калибр» и «Циркон»… И это лишь малая доля того, что стоит на вооружении фрегата.

«Мой прадед был военным моряком»  

Григорий Зеленый, старший специалист приемного радиоцентра, служит на фрегате «Маршал Шапошников» уже семь лет. В гражданской жизни, до службы на флоте, он — учитель физкультуры и основ безопасности жизнедеятельности.  Спортивные увлечения не бросает и сейчас. Как рассказал сам военнослужащий, он успевает заниматься и футболом, и баскетболом, и армреслингом.

— Мой прадед был военным моряком, — поделился Григорий. — Думаю, любовь к флоту передалась от него. Я уже поступил в военно-морской университет, чтобы в дальнейшем, через пять лет, получить офицерское звание.

— Нет, сначала служил на БДК «Николай Вилков» (БДК — большой десантный корабль. — Авт.) Четыре года назад перевелся сюда на вышестоящую должность.

— Притираемся со временем. Спортивные мероприятия сплачивают хорошо. У нас на корабле есть тренажерный зал, простенький, но все необходимое есть: гантели, турник.

— Да, все запасы продовольствия пополняются в портах, если надо. Когда нет такой возможности, приходит танкер с продуктами. Меню разнообразное — и мясо, и рыба, и фрукты. Все свежее.

— На больших кораблях не так сильно укачивает. Но бывает, конечно, особенно у вновь прибывших. Таблетки специальные пьют или сухари едят. Конфеты карамельные помогают.

— Пять месяцев были вдали от дома. Я человек семейный, недавно ребенок родился, длительная разлука, конечно, тяготит немного.  

— Поворчит немного, но все понимает. Есть боевая задача, которую надо выполнить. Жена много вкусного с собой собирает, булочки печет, компоты варит. Я всех угощаю, товарищи рады.

«22 минуты»

Роман Шилов рассказал, что на корабле несут службу только профессиональные военнослужащие, контрактники, моряков срочной службы нет.

— Корабль может развить скорость до 30 узлов, это примерно 60 километров в час, — поделился капитан. — У него существует несколько видов хода. Есть экономический, на котором можно пройти самое большое расстояние — девять тысяч километров без дозаправки.

— В зависимости от поставленных командованием задач. Выйдем, когда скажут и на сколько скажут по времени. В этом вопросе границ нет.

— Последний крупный выход (про мелкие, думаю, нет смысла говорить) был у нас в июле этого года. На большие оперативные учения в районе Тихого океана.

— В боевых — нет, но в 1990 году он эвакуировал личный состав в Персидском заливе. В 2010 году корабль выполнил практически боевую задачу. Он освободил от пиратов танкер «Московский университет», за что треть экипажа была удостоена наград. По этим событиям потом был снят фильм «22 минуты».  В 2002 году корабль посещал президент Владимир Путин.

— В 2009 году я нес службу на корабле «Адмирал Пантелеев». Тогда мы захватили 28 пиратов. Антипиратская миссия проводилась как раз с 2008 года, когда сомалийские пираты активно начали захватывать корабли, проходившие Аденский  залив. Так как самый короткий путь у нас в Азию через Суэцкий канал, они там и разбойничали активно. 

Наши корабли проводили конвои, на которые высаживали группы досмотра. Обычно они были из пяти человек — офицер или мичман и с ним четверо военнослужащих по контракту с полным вооружением. Это ручные гранатометы РПГ, автоматы Калашникова. В антипиратских миссиях участвовали наши четыре больших противолодочных корабля: «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Трибуц». Они и осуществляли основную борьбу против пиратов. За одну «проводку», которая длилась от трех до пяти дней, один наш корабль проводил максимум 18 кораблей. Они друг друга меняли, один уходил с Аденского залива, другой приходил. Каждый прошел по 3-4 боевых службы.

— Мы же гуманисты, — улыбается Роман. — Когда я служил на «Пантелееве», пираты жили на вертолетной площадке. Мы им тент натянули, чтобы от дождя защищал. Их охраняли два человека, один непосредственно рядом, второй на крыше ангара с автоматом. Их, кстати, очень хорошо кормили. Несмотря на то, что климат достаточно жаркий, ночами пираты сильно мерзли, и наше командование разрешило выдать им зимние шинели, чтобы те грелись.

— Потом их передали в Иран.

«Прямо по палубе и бегаем»  

— В моей семье не было военных. В 1995 году я поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус. С тех пор и иду по этому пути. В 2007 году перебрался из Санкт-Петербурга во Владивосток.

— Как таковых сложностей, я считаю, нет. У меня, вообще, уникальная работа, я работаю с людьми. Не только с моряками, но и с их семьями. Иногда приходится решать и служебные проблемы личного состава, и семейные.

— Такое, конечно, бывает, но не часто.

— Личный состав большой, более 350 человек, с кем-то — сложно, с кем-то — легко. Все индивидуально, и в большей мере зависит от самого человека. Для каждого надо найти свой подход. Вообще «текучка» личного состава зависит, прежде всего, от руководства. У нас очень хороший командир, поэтому и как такового оттока людей практически нет.

Капитан рассказал, что когда судно находится в море, моряки несут дежурство в три смены. По воскресеньям для личного состава проводится много различных мероприятий: соревнования по кроссфиту, эстафеты.

— Конечно.  (Мой вопрос явно удивил офицера.) — Людям же надо как-то отдыхать.

-У нас базируются один противолодочный вертолет К-27ПЛ и один спасательный К-27ПС. Какие именно вертолеты берут в дальний поход — зависит от поставленных задач. Идем на мирную миссию — можем взять два спасательных. У них предусмотрен большой отсек, где можно разместить людей. Противолодочный вертолет оснащен опускаемой гидроакустической станцией.

— Как у всех моряков — женщина на корабле к несчастью, — улыбается офицер. — Но, с оговорочкой, исключительно в длительных походах. Так мы конечно приглашаем и членов семей на борт, и просто в качестве экскурсии. Еще по понедельникам в море не выходим. Примета плохая.

— Конечно. Приходит, допустим, на корабль человек со средним образованием, а у него тут уже и заработная плата, и полный соцпакет. Служебное жилье, а если его не могут предоставить, то ему платят компенсацию за поднаем жилья. Благодаря нашему президенту предоставлено много льгот. А это является дополнительным стимулом и подспорьем.  

***

Знакомство с военными моряками Тихоокеанского флота было не таким длительным, как хотелось бы. Да и в море с ними выйти не привелось. Но и того, что удалось узнать и увидеть, было достаточно для того, чтобы понять: тихоокеанские рубежи наши защищены, и решают эту задачу люди мужественные, ко всему готовые.

Семь футов под килем!

Источник www.mk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.