Четвертое «обнуление» губернаторов: власть показала им кнут и пряник

Сменяемость — понятие растяжимое

Если закрепленные в законах правила то и дело меняются в зависимости от того, что именно власть сочтет для себя выгодным и политически целесообразным в данный конкретный момент, можно ли сказать, что какие-то правила в России вообще есть? Выборы прошли, и пришла пора реализовать то, что придерживалось, — дабы не злить население и не раздражать региональную элиту. И вот 27 сентября сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников (ЕР) объявили, что вносят на рассмотрение парламента законопроект об общих принципах организации власти в регионах.

Фото: Алексей Меринов

На 165 страницах текста инициативы есть много чего достойного отдельного описания и обсуждения. Но среди прочих нововведений привлекает внимание исчезновение каких бы то ни было временных ограничений для губернаторов: им можно будет занимать высокий пост сколь угодно долго, а не максимум два срока подряд, как сейчас. Если бы все оставалось как прежде и правила не менялись, последний, второй, срок на данный момент течет у более чем двух десятков глав субъектов РФ, среди них — мэр Москвы Сергей Собянин, губернаторы Московской области Андрей Воробьев, Тульской — Андрей Дюмин, Тверской — Игорь Руденя, глава Чукотки Роман Копин и даже (страшно подумать!) глава Чечни Рамзан Кадыров. А теперь, если Президент РФ будет не против, вполне себе смогут баллотироваться в губернаторы еще раз.

Едва ли кто удивился предложенным в законопроекте пониманиям принципа сменяемости власти — в конце концов, год назад у нас были «обнулены» и президентские сроки. Но с губернаторскими-то сроками «обнуление» за последние 20 лет случается не впервые, пора бы, кажется, остановиться!

В 90-е главы субъектов РФ где назначались, а где избирались, а кое-где то назначались, то избирались. Пеструю картину представляла собой тогда в этом смысле наша Федерация. Но в 1999 году приняли тот самый обреченный на смерть закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В нем в качестве основного закреплялся принцип избрания глав регионов на всеобщих выборах. И в нем же было прописано: срок полномочий не больше 5 лет и не больше двух сроков подряд. Никаких оговорок насчет того, как быть с теми губернаторами и президентами национальных республик, которые к тому времени уже один, а то и два раза избирались, сделано не было.

А через год с небольшим возникла ПРОБЛЕМА. В 2001 году должен истечь второй срок полномочий «политического тяжеловеса» в полном смысле этого слова — избранного президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Найти столь же влиятельного и способного удержать от конфликта с центральной властью большую, густонаселенную территорию с сильным на тот момент национальным (а то и националистическим) движением Кремль не мог. Президент Путин занимал свой пост всего лишь второй год, только что закончилась вторая чеченская война. Как быть?

Проблему решили, внеся в тот закон оговорочку: у избиравшихся до 1999 года глав регионов те сроки, что были раньше, не считаются. «Обнуляются». Шаймиев благополучно переизбрался и возглавлял Татарстан до 2010 года. В общей сложности 18 лет. Заодно подфартило и еще нескольким главам субъектов РФ.

Но после теракта в Беслане Кремль провел радикальную реформу политической системы и с 2005 года отменил губернаторские выборы: глав регионов стал назначать президент, а потом — одобрять региональные парламенты. Слова про «не более двух сроков подряд» из закона исчезли: и правда, какой в них был при таком подходе смысл? Все губернаторы, избиравшиеся ранее хоть два раза подряд, могли быть снова назначены.

Но вот беда: отмена выборов губернаторов, хотя и признанная конституционной Конституционным судом, изначально была и осталась мерой непопулярной. И после массовых акций протеста в конце 2011-го – начале 2012 года народу пообещали демократизацию. Одним из пунктов программы, озвученной уходящим в премьеры президентом Медведевым, а реализованной уже при вернувшемся в Кремль Владимире Путине, стало возвращение прямых губернаторских выборов. В многажды переписанный закон 1999 года опять внесли поправки — и про «не более двух сроков подряд» тоже. А все сроки, что накопились у глав регионов до того, опять были признаны не имевшими места!

В результате всех этих пертурбаций в историю современной России вписаны имена глав субъектов РФ, скромно называемых «долгожителями». Первое место по праву занимает Евгений Савченко, который 27 лет возглавлял Белгородскую область: к моменту отставки в 2020 году он два раза назначался и пять раз избирался. Второе за Амангельды Тулеевым — 20 лет во главе Кемеровской области: три раза назначался, два избирался, согласился уйти в отставку лишь в 2018 году после пожара в торговом центре «Зимняя вишня»…

«Конечно, президент является сторонником сменяемости власти, но это не должно быть навязчивой идеей, которая мешает работе», — так прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложение опять всё «обнулить» в законопроекте Клишаса-Крашенинникова.

Честно говоря, навязчивой идеей принцип сменяемости власти по воле народа в ходе выборов давно уже не является. В последние годы, когда отставки губернаторов случаются пачками, по несколько за день, а некоторые не досиживают и до конца первого срока, слова про «не больше двух сроков подряд» кажутся почти не имеющими смысла. И «тяжеловесов» среди возглавляющих субъекты РФ в буквальном смысле осталось раз-два и обчелся. Да и их, вроде бы избранных населением, в любой момент может подкосить утрата доверия главы государства…

Кстати, во внесенном сейчас в Госдуму законопроекте право главы государства отправлять в отставку без объяснения причин предложено сделать практически безоговорочным.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Илья Гращенков, политолог, генеральный директор Центра развития региональной политики, отметил, что документ готовился на протяжении последнего года, поскольку еще в прошлом году началось обсуждение возможных дополнительных сроков для губернаторов. По его мнению, если этот закон будет принят, то это приведет к отмене губернаторских выборов, как это было в 2004 году. А смена названия должности губернатора (по закону они должны будут называться главами субъектов Федерации) свидетельствует о том, что региональная политика спускается на уровень ниже и становится делом федерального центра.

«Неограниченные возможности переизбираться дают право федеральному центру создавать устойчивые коалиции игроков в ситуации ухудшающейся экономики. То есть можно делать ставку на глав, которые держат ситуацию под контролем, не опасаясь, что они станут «хромыми утками», — считает политолог. — Ухудшение экономической ситуации на фоне игнорирования властью запросов людей может привести к росту протестных настроений в стране».

Политолог Аббас Галлямов отмечает, что инициатива — демонстративный сигнал обществу, что власти не интересен запрос людей на новые лица и обновление системы. То есть президент будет решать, когда губернатору пора уйти, а не законодательные ограничения в виде двух сроков. «Стоит отметить, что это делается после выборов. Очевидно, если бы это решение принималось до выборов, то оно могло повысить риск протестного голосования», — пояснил Галлямов.

Что касается увеличения губернаторам срока правления на один год, то эксперты сошлись во мнении, что это укладывается в попытку унифицировать действующее законодательство. «Все будут главами субъектов и избираться на пять лет. Есть еще один важный момент по Заксобраниям, где все депутаты — госслужащие. То есть у них будет зарплата и нельзя будет эту должность совмещать. Это также должно привязать их к губернатору», — уверен Гращенков.

Однако Татарстан может помешать плану переименовать всех руководителей регионов в глав субъектов. В отличие от Чечни, где Рамзан Кадыров отказался от этого звания, отмечая, что президент в стране должен быть один, в Татарстане обратная ситуация. «Для Татарстана это очень важно, еще в 90-е годы все боялись некоторого сепаратизма, — сказал Гращенков. — Это богатая, населенная территория, которая отличается от остальных регионов. Попытка «наехать» на их самобытность может привести к тяжело прогнозируемым последствиям. В России ничего подобного давно не было, поэтому тут можно только наблюдать за развитием ситуации».

Источник www.mk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.