Американский дипломат украл железнодорожную флюгарку, прельстившись ее раритетностью

Таких светящихся от керосиновой лампы стрелочных указателей уже почти не осталось

Произведения классиков русской литературы актуальны на все времена. Лишний раз убедиться в этом довелось, узнав свежую новость: на железной дороге в Тверской области исчез стрелочный указатель. Оказалось, что ему «приделал ноги» похититель, — явная аналогия с чеховским рассказом «Злоумышленник». Только там гайки с крепежей рельсов свинчивал простой крестьянин, а в нынешнем случае воришкой оказался иностранный дипломат. «МК» выяснил, зачем ему мог понадобиться такой железнодорожный «гаджет».

Старинная стрелка на железной дороге. Фото: Кадр из видео

Некоторые подробности этого анекдотически-парадоксального происшествия сообщила в своем Telegram-канале официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Оказывается, «эксклюзивная» кража произошла на железнодорожных путях станции Осташков в Тверской области еще весной нынешнего года. Кто-то из бдительных работников заметил исчезновение одного из стрелочных указателей. О пропаже сообщили стражам порядка. Те занялись поисками.

Расследованию помогли записи с камер видеонаблюдения. На них оказался запечатлен весь процесс «отчуждения» путейского имущества. Некий мужчина открутил указатель на стрелочном переводе, унес его с собой, погрузил в машину, на которой и удалился с места происшествия. Очень интересный момент: на кадрах видеозаписи видно, что номерные знаки на этом автомобиле красного цвета. Такой колер по российским стандартам предусмотрен для автотранспорта зарубежных дипломатических представительств в нашей стране.

«В тот же день точно такую же машину с точно такими же номерами сотрудники ДПС по Тверской области остановили за нарушение ПДД. За рулем находился служащий американского посольства, по всем параметрам подходящий под ориентировки, — написала Мария Захарова, добавив еще, что после данного дорожного инцидента американцы отправили своего сотрудника в Соединенные Штаты. — Американец подверг жизни и здоровье пассажиров поездов. Осташковский узел – довольно оживленный участок пути. Железная дорога – это зона повышенной опасности. Если бы пропажу вовремя не обнаружили, могла бы случиться трагедия».

Но с какой целью заокеанский дипломат умыкнул этот злополучный стрелочный указатель? Неужели и впрямь пытался устроить теракт на рельсовой магистрали?

За комментариями мы обратились к знатоку истории российских железных дорог Михаилу Егорову.

— Насколько я понимаю, речь идет о так называемом освещаемом стрелочном указателе, который в обиходе железнодорожники чаще называют флюгаркой. Это такой двуцветный поворотный фонарь на «ножке». Он имеет форму плоской прямоугольной коробки. Боковые стенки фонаря сделаны из молочно-белого стекла, а на широкой стороне коробки в середине этой белой поверхности вмонтирован круглый «глаз» желтого цвета.

Такой стрелочный указатель при помощи механизма связан с рычагами стрелки и поворачивается синхронно с ее переводом, устанавливаясь либо широкой, либо узкой стороной коробки в ту сторону, откуда движется поезд. Этот сигнал хорошо читается машинистом в любое время суток. Днем: если по ходу движения поезда видна широкая белая сторона указателя, значит стрелка установлена на следование по прямому пути, а если видна узкая сторона, значит рельсы поведут на боковой путь. Ночью о том же самом говорят либо желтый огонь фонаря, либо молочно-белое свечение его боковой стенки.

— Конструкция понятна, не раз во время поездок по железной дороге доводилось видеть такие «желтоглазые» фонари на стрелках. Но зачем эта штуковина понадобилась американцу?

— Вероятнее всего, он позарился на стрелочный указатель как на железнодорожный раритет. Дело в том, что сейчас на российских железных дорогах флюгарки стали большой редкостью. Ведь они используются только на стрелках, которые переводятся вручную. Процесс перевода запечатлен в кадрах последней серии знаменитого телесериала «Адъютант его превосходительства». Там капитан Кольцов, собираясь угнать грузовой состав навстречу литерному с английскими танками и устроить столкновение, как раз подходит к такой стрелке и рычагом переводит ее в другое положение, при этом флюгарка поворачивается на 90 градусов.

Многие читатели «МК», возможно, не знают, что в старые времена флюгарки по ночам освещались помещенной внутрь их керосиновой лампой. Для его установки в верхней части фонарной коробки предусмотрена специальная крышка. Во времена массовой электрификации железных дорог «керосинки» заменили лампами накаливания, но все-таки на всякий аварийный случай сохранили возможность ставить внутрь керосиновую лампу.

На современных железных дорогах управление большинством стрелочных переводов автоматизировано и производится с пульта в диспетчерской. Поэтому никаких стрелочных указателей уже не требуется. Такая же ситуация и на железных дорогах большинства развитых зарубежных стран. Так что флюгарки превратились в настоящую редкость.

Думается, этот американец-похититель является любителем и коллекционером железнодорожной старины. Когда представился удобный случай, он не смог удержаться от искушения «приватизировать» старую флюгарку. Тем более таких – с российских железных дорог, у западных коллекционеров наверняка найдется совсем немного. А на рельсовых магистралях зарубежных стран внешний вид освещаемых стрелочных указателей совсем иной.

— Но ведь «осташковскую» флюгарку надо было как-то отсоединить от стрелочного механизма. Неужто для дипломатического работника это так легко?

— Никакой особой сложности данный процесс не представляет. Флюгарка закреплена на специальном стержне, и чтобы снять ее, нужно лишь открутить несколько гаек.

— Случалось ли прежде, чтобы иностранцы – любители старых железных дорог, пытались пополнить свои коллекции российскими экспонатами?

— Могу припомнить, например, сравнительно недавний эпизод, когда одного нашего товарища швед (коллега по увлечению) попросил раздобыть форменную железнодорожную фуражку советских времен.

Еще об одном впечатляющем случае на данную тему корреспонденту «МК» довелось в свое время услышать от одного из самых авторитетных знатоков и ценителей истории отечественных железных дорог Александра Сергеевича Никольского.

Эпизод связан с памятником Ленину, установленным еще в 1925 году на территории локомотивного депо Октябрьской железной дороги. Постамент для него создали в лучших традициях модного тогда конструктивизма: получилась очень необычная «пирамида», собранная из паровозных реверсов, шатунов, масленок, кулис, и опирающаяся на четыре старых колеса от паровозного тендера.

Этот пьедестал неизменно вызывает огромный интерес у поклонников старинной железнодорожной техники. Однажды британские любители паровозов, побывавшие в депо на экскурсии, предложили весьма приличную сумму в валюте на постройку внушительного гранитного постамента для этого ленинского памятника. А взамен просили отдать им лишь старинные кованые колеса, на которых сейчас установлена вся конструкция. Однако предложение англичан не нашло отклика у путейцев: Лениных, стоящих на каменных постаментах, много, а вот Владимир Ильич «на колесах»  – уникален! 

Источник www.mk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.