Именем выдающегося авиаконструктора Петлякова решили назвать Ту-160

Генерал Опарин напомнил о заслугах создателя легендарной «Пешки»

27 июня исполнилось 130 лет со дня рождения Владимира Михайловича Петлякова. Один из выдающихся авиаконструкторов ХХ века внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой авиации. В честь юбилея конструктора военный совет Дальней авиации принял решение ходатайствовать перед министром обороны РФ о присвоении очередному серийному стратегическому бомбардировщику Ту-160 имени «Владимир Петляков». Об этом «МК» сообщил командующий Дальней авиацией (1997-2002), председатель совета ветеранов Дальней авиации, заслуженный военный летчик РФ генерал-лейтенант Михаил Опарин.

Владимир Петляков Фото: en.wikipedia.org

Экс-командующий напомнил главные вехи биографии выдающегося авиаконструктора и его заслуги в создании самолетов Авиации дальнего действия.

Петлякову принадлежит первенство в создании советских тяжелых самолетов. Именно он является одним из инициаторов и организаторов металлического самолетостроения. Его метод расчета многолонжеронного металлического свободнонесущего крыла вошел в историю авиастроения как «метод Петлякова».

Петляков – выпускник Московского технического училища, работу в авиастроении начинал лаборантом в Центральном аэрогидродинамическом институте — ЦАГИ. Там познакомился с Андреем Туполевым и вскоре стал его сподвижником и соратником. Дипломный проект Петлякова.  — «Легкий одноместный спортивный самолет». В знак уважения к Андрею Николаевичу Туполеву молодой конструктор предложил назвать свой первый самолет аббревиатурой «АНТ». С подачи Петлякова следующие самолеты молодой Страны Советов именовались АНТ-1, АНТ-2 и т.д.

Туполев и Петляков продолжили традиции конструкторской школы Игоря Сикорского, создавшего самолеты «Илья Муромец», которые стали основой первой в мире «эскадры воздушных кораблей», положившей началу Дальней авиации России.

26 мая 1924 года в воздух поднялся первый цельнометаллический самолет АНТ-2. Петляков разрабатывал крыло этого самолета. Он сам принял участие в первом испытательном полете.

В августе 1925 года в КБ Туполева была завершена работа по созданию первого советского тяжелого бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). Петляков отвечал за сборку самолета на Ходынском поле.  После создания АНТ-4, Туполев назначил Петлякова ответственным за летные испытания всех последующих машин и передачу их на производство для серийного выпуска. 

В 1928 году Петляков возглавил бригаду по созданию тяжелых самолетов. Его первым детищем в тяжелом самолетостроении можно назвать самолет АНТ-6 или тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Он стоял на вооружении тяжелобомбардировочной авиации и Авиации дальнего действия вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Славу Петлякову принесли тяжелый бомбардировщик ТБ-7, который вскоре стал именоваться по фамилии своего конструктора – Пе-8, и пикирующий бомбардировщик Пе-2 (легендарная «Пешка»). Последний стал самым массовым выпущенным серийно самолетом.

Советская авиационная промышленность произвела 11,5 тыс. пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые явились мощным оружием победы.

Не менее грозным оружием был и тяжелый бомбардировщик Пе-8. Экипажи Авиации дальнего действия наносили на этом самолете разящие удары по административно-политическим и промышленным объектам противника в его глубоком тылу, в том числе по Берлину.

К сожалению, трагическая гибель конструктора в авиационной катастрофе в январе 1942 года не позволила осуществиться его гениальным идеям. Их у него было много. Но многие идеи Петлякова были внедрены в отечественное самолетостроение его коллегами и учениками. Некоторые из них не утратили свою актуальность и сегодня.

    Но то, что удалось сотворить Владимиру Михайловичу за его непродолжительную жизнь, навсегда вписало его имя в плеяду выдающихся личностей мировой авиации. Его славные дела и достижения помнят благодарные потомки. Имя Петлякова носят улицы в Москве, Казани, Таганроге и Донецке. Памятники авиаконструктору установлены в Казани,  в Жуковском Московской области, перед зданием Таганрогского авиационного колледжа имени В.М.Петлякова. 

 

Источник www.mk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.