Пушков оценил отказ Евросоюза от саммита с Путиным

ЕС как политический актер за пределами Европы не играет никакой роли

Евросоюз не последовал примеру президента США Джо Байдена и отказался от саммита с участием президента России Владимира Путина. А ведь было такое предложение. Причем исходило от уважаемых членов Евросоюза – руководителей Франции и Германии. Но нет, не судьба. Решение заблокировали такие страны, как Польша, Литва, Эстония. Как им это удалось, «МК» рассказал председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.

«Нормандский саммит», Париж, 2019 г. Фото: kremlin.ru

Предложение Ангелы Меркель и Эмманюэля Макрона организовать саммит с участием Владимира Путина вполне понятно. Они хотят сдвинуть отношения с Россией с мертвой точки. Но так называемые «младоевропейцы» смогли решение заблокировать. Вот как прокомментировал «МК» ситуацию сенатор Алексей Пушков.

— За последние 20 лет в Евросоюзе произошло очень существенное изменение в соотношении сил при принятии решений. Оно состоит  в том, что ЕС, постоянно расширяясь, принял в свой состав ряд государств, либо пограничных с Россией, таких, как прибалтийские страны и Польша, либо имеющих к нам претензии исторического, политического и другого характера, как Румыния. И крупные государства Евросоюза фактически позволили  этим малым и средним государствам, которые не относятся к числу основателей и не обладают никаким серьезным политическим влиянием за пределами самого Евросоюза, диктовать повестку дня в области отношений с Россией. И поэтому сейчас Париж, Рим и Берлин оказались заложниками позиции Таллина, Бухареста или Вильнюса.

Макрон в одном из недавних интервью обещал убедить эти страны изменить свой подход. Но, насколько я понял, ему это не удалось.

Более того, выступив с предложением, которое не было принято, Меркель поставила под определенный вопрос и свой авторитет. Потому что когда отвергается предложение непризнанного лидера Евросоюза, то, естественно, это показывает снижение веса Германии и повышение веса малых и средних государств. Повторяю, по крайней мере, в том, что относится к отношениям с Россией.

Когда-то в Евросоюзе высказывалась идея о том, что вновь принятые малые страны не должны иметь такие же права и полномочия, как государства-основатели. Однако эта идея в процессе расширения Евросоюза была отброшена, и вот теперь мы видим  что Парижу, Риму и Берлину, не смотря на их экономический вес, на политическую значимость, чтобы провести свое предложение требуется бесконечно уговаривать державы, которые явно не являются крупными политическими лидерами. И в каком-то смысле им отдали формирование позиции в отношении России.

Я не раз в Берлине на переговорах с немецкими дипломатами, политиками, членами Бундестага обращал их внимание на то, что они фактически уступили инициативу в этой области  Талину, Риге, Вильнюсу, Варшаве и, в общем, следуют за ними. Ну, вот и результат: можно говорить о некотором поражении внешней политики Германии, если ее позиция отвергается десятью странами Евросоюза.

Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что на прошедшем саммите ЕС было принято решение о том, что будут изучены разные форматы диалога с Россией. Но на данном этапе главная идея встречи по аналогии с встречей Байден-Путин была отвергнута.

Дело, на мой взгляд, состоит, с одной стороны, в упорном нежелании меньшинства, примерно трети стран Европы, сдвигаться с мертвой точки в отношениях с Россией, как того требует жизнь, мировая политика. И не смотря на то, что США показали, что диалог с Россией необходим.

А с другой стороны, нынешняя система принятия решений мешает Евросоюзу играть роль активного динамичного внешнеполитического игрока, который способен быстро и адекватно реагировать на изменения в международной обстановке. Обратите внимание, что ЕС сейчас как политический актер за пределами Европы, в общем, не играет никакой роли. И одна из причин — то, что ему очень трудно выработать совместную платформу. Для принятия решения в Евросоюзе нужен консенсус. Но практически одна страна может заблокировать принятие какого-то решения. Это не раз бывало, когда одна страна выдвигала требования удовлетворить какую-то ее позицию, и только тогда она проголосует за то или иное совместное решение.

Источник www.mk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.