Нарушения предвыборной агитации в интернете обросли штрафами

Дума приняла еще один драконовский закон

За незаконную предвыборную агитацию в Интернете теперь обещана внесудебная блокировка сайтов и страниц в соцсетях, а в качестве «бонуса» — большой штраф. Такие законы приняла в третьем, окончательном чтении Госдума. Но вот беда: совершенно невозможно понять, за что именно власти будут безжалостно блокировать, а за что — так и быть — нет! Даже авторы инициатив, единороссы, не могут (или не хотят) внятно ответить на вопросы, которые интересуют не одних только потенциальных кандидатов в депутаты, губернаторы или президенты, но и их избирателей…

Фото: Алексей Меринов

Итак, теперь Центризбирком на федеральных выборах, а избиркомы субъектов РФ — на выборах регионального и муниципального уровня получают право обращаться в Роскомнадзор с требованием «ограничить доступ» к тем информационным ресурсам в Интернете, которые позволили себе нарушить правила предвыборной агитации. Основанием для принятия такого решения может стать обращение какой-то партии, кандидата, их доверенных лиц или просто неравнодушных граждан. Оператор связи обязан будет «незамедлительно» доступ к проштрафившемуся с точки зрения избиркома сайту или странице заблокировать, а если потом владелец этого ресурса сомнительный материал удалит, через какое-то время после проверки Роскомнадзор доступ к нему восстановит.

Одновременно административные штрафы за изготовление, распространение и копирование агитационных материалов с нарушением правил резко поднимаются: с нынешних максимум 1,5 тысячи для граждан и 100 тысяч для юридических лиц до 5–20 тысяч рублей для граждан и 100–500 тысяч для юридических лиц. Ссылки и репосты — это тоже копирование, между прочим.

Вся эта красота заработает уже в июне, когда начнется большая кампания 2021 года: выборы в Госдуму, выборы губернаторов и законодательных собраний в ряде регионов и множество муниципальных выборов…

«За» голосовала только «Единая Россия».

Алексей Куринный (КПРФ) заявил, что «сегодня делается попытка ограничить единственную площадку, где оппозиция может успешно конкурировать с партией власти, — Интернет». Фактически любая страница в Интернете теперь приравнивается к СМИ, говорил коммунист, и если ее владелец захочет разместить что-то условно агитационное, надо будет обеспечить заказ от кандидата, заключить с ним договор о том, за деньги или бесплатно материал размещается. Кстати, агитацией российское избирательное законодательство признает не только призыв голосовать за или против кого-то, но и заявление о собственном выборе, а также размышления о том, что ждет нас в случае избрания или не избрания какого-то кандидата или партии. А также негативный или позитивный комментарий в адрес какого-то кандидата и рассказ о его жизни и деятельности, не связанной с его работой и должностными обязанностями.

Юрий Синельщиков (КПРФ) напомнил: даже правительство в отзыве на законопроект о 10-кратном увеличении административных штрафов выразило сомнение в том, что оно обоснованно. «Правительство более лояльно относится к народу, чем Госдума, которую народ избрал, что очень печально», — сказал депутат.

Обычно такое (полное игнорирование мнения правительства) случается тогда, когда за законопроектами стоит Кремль. И правда: выборы и правила игры на них — его епархия.

Кстати, в 15 из 24 статей КоАП, где говорится о нарушениях избирательного законодательства, после принятия этих законов штрафы для граждан не превысят 2–3 тысяч рублей. И за нарушение кандидатом правил агитации в традиционных СМИ штрафы именно такие. А за нарушение правил агитации в Интернете, значит, будут в 10 раз больше.

Олег Нилов («СР») пророчил страшное: избиркомы захлебнутся — и у граждан не будет возможности согласовать с ними свой контент. Но это вряд ли: закон, который невозможно выполнить применительно ко всем, обычно применяется избирательно.

Дмитрий Пьяных (ЛДПР) считает, что если раньше те, кто агитировал в Интернете, имели преимущества перед теми, кто агитировал через газеты, телеканалы, листовки или календари, то теперь в неравном положении окажутся как раз те, кто будет агитировать через Интернет. Потому что в случае незаконного выпуска листовок или футболок с символикой конфискуют только их, но не закрывают типографии или фабрики, а здесь речь идет о блокировке всего ресурса — страницы, сайта, а потом судитесь, доказывайте, что не виноваты… Недели пройдут, а то и месяц. Тут и кампания закончится.

Один из авторов законопроектов, глава думского Комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова («ЕР»), назвала все «страшилки», прозвучавшие из уст думской оппозиции, «мифами». «Мы против ограничения прав наших граждан на высказывание своего мнения, но агитация должна вестись законными методами, где бы она ни велась, правовое поле должно быть равным для всех», — заявила она. И пообещала провести семинар с участием представителей Центризбиркома для всех фракций, где все всем разъяснят. Но в выборах участвуют не только партии, представленные в Думе! И кто будет все разъяснять обычным пользователям Интернета? Допустим, вы на своей странице в Facebook рассказали, за кого будете голосовать. Этот случай подпадает под действие новых правил? Или это касается только популярных блогеров? И что будет блокировать Роскомнадзор? Вашу страницу или всю соцсеть? В конце концов почему бы сначала не провести слушания или семинар с разъяснениями, а потом уже и законы принимать?

Кстати, именно Центризбирком потом, когда закон уже вступит в силу, установит «особенности» изготовления агитационных материалов и размещения их в Интернете — так написано в законе. Ждем с нетерпением…

Кот в мешке — вот как это называется. Для закона — далеко не лучшая характеристика.

Да что там — худшая.

Источник www.mk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.