ЧП космического масштаба. Что и когда ломалось на МКС?

Ровно 20 лет назад, 2 ноября 2000 года на борт Международной космической станции прилетел первый экипаж. Россияне Юрий Гидзенко и Сергей Крикалёв и американец Уильям Шеперд пробыли там четыре с половиной месяца, проведя сборку компонентов станции и несколько научных экспериментов.

Сейчас на МКС находится 64-й по счёту экипаж, а всего на её борту побывал 241 человек из 19 стран мира. Помимо людей, там гостили разнообразные организмы — от регенерирующих червей до гекконов. За 20 лет своего существования станция превратилась в лабораторию для многочисленных экспериментов, которые нужны не только для исследования космоса, но и для нужд земной медицины, понимания физиологии человека, создания новых материалов, предотвращения катастроф на Земле и многого другого.

Однако человеческая деятельность в высокотехнологичной среде невозможна без поломок и аварий. АиФ.ru вспоминает хронику происшествий, которые нарушали размеренную жизнь обитателей МКС.

С небес на Землю. Возвращение космонавтов после 167 суток на МКС

Российский космонавт Максим Сураев, астронавт NASA Рид Уайзман и астронавт Европейского космического агентства Александр Герст работали на орбите около 170 суток. © ESA

Три самолета и двенадцать вертолетов обеспечивали возвращение на Землю «Союза ТМА-13М». В небо поднялись самолеты Ан-12 и Ан-26, а также вертолеты Ми-8. В помощь спецавиации привлекли 6 поисково-эвакуационных машин и 14 единиц вспомогательной техники. © ESA

Капсула приземлилась в запланированном районе посадки, примерно в 82 км от казахстанского города Аркалык. © Reuters

В спускаемом аппарате вместе с экипажем с МКС на Землю прилетело «космическое поколение» мух-дрозофил, выведенных в ходе изучения влияния невесомости на развитие многоклеточных высокоорганизованных организмов. Эти исследования представляют исключительную ценность и послужат освоению дальнего космоса. © Reuters

Специалисты поисково-спасательных групп провели эвакуацию международного экипажа. Космонавты чувствуют себя хорошо. © Reuters

В настоящее время на борту МКС остаются космонавты Роскосмоса Александр Самокутяев и Елена Серова, а также астронавт НАСА Барри Уилмор, который стал командиром МКС вместо Сураева. © Reuters

Экипаж космического корабля «Союз ТМА-13М» во время пребывания на МКС выполнил ряд работ с российскими грузовыми кораблями «Прогресс», европейским «грузовиком» ATV-5, а также обширную научную программу, только российская часть которой состояла из более чем 40 экспериментов. © Reuters

Сураев и Самокутяев также выходили в открытый космос по программе российского сегмента МКС. Во время «космической прогулки» они, в частности, выполнили ряд задач по экспериментам «Экспоуз-Р» и «Тест», а также сфотографировали поверхность орбитальной станции, чтобы затем специалисты смогли оценить ее состояние. © РИА Новости

По американской программе за время пребывания этого экипажа на МКС было выполнено два выхода в открытый космос, в котором участвовали не только Уайзман и Уилмор, но и Герст. © Reuters

Космонавт европейского космического агентства Александр Герст, российский космонавт Максим Сураев и астронавт НАСА Рид Вайзман. © ESA

Член основного экипажа 40/41 экспедиций на МКС, космонавт Роскоскмоса Максим Сураев, после посадки в Казахстане. © РИА Новости

Астронавт НАСА Рид Вайзман во время операции по эвакуации экипажа пилотируемого корабля «Союз ТМА-13М», отстыковавшегося от Международной космической станции. © РИА Новости

Член основного экипажа 40/41 экспедиций на МКС Александр Герст (Европейское космическое агентство) после посадки в Казахстане. © РИА Новости

Экипаж новой экспедиции отправится на МКС на корабле «Союз ТМА-15М» с космодрома Байконур 24 ноября. В состав этого экипажа входят космонавт Роскосмоса Антон Шкаплеров, американец Терри Вёртс и астронавт Европейского космического агентства Саманта Кристофоретти. © РИА Новости

На солнечную батарею наложили стяжки

Первое серьёзное ЧП случилось 25 апреля 2001 года. Из строя вышли три главных компьютера американского сегмента станции, пропала связь с Центром управления полётами в Хьюстоне. Переговоры с Землёй пришлось вести через пристыкованный к МКС шаттл «Индевор». На следующий день связь восстановили. Поломка, как выяснилось, произошла в устройстве хранения информации – там повредились файлы на жёстких дисках.

В мае 2002 года сломался один из трёх генераторов кислорода «Электрон». На устранение неисправности экипаж потратил четыре дня. Впоследствии неполадки в этой системе возникали ещё несколько раз.

Падение давления на станции впервые зафиксировали 31 декабря 2003 года. За сутки оно опускалось в среднем на 1-1,5 миллиметра ртутного столба. В ходе проверки в американском модуле была найдена трещина в дренажном устройстве внутри иллюминатора. Через две недели неполадку устранили.

На МКС неоднократно выходили из строя гиродины – механизмы, отвечающие за ориентацию станции в пространстве (по сути, это гиросокпы). 21 апреля 2004 года одна такая поломка привела к отключению электропитания. Чтобы привести систему в порядок, понадобился выход в открытый космос российского космонавта Геннадия Падалки и американца Майкла Финка. Через год отказал другой гироскоп. Станция потеряла ориентацию в пространстве, управление было восстановлено лишь через пять часов, и всё это время поддерживать положение громоздкой конструкции приходилось с помощью российских двигателей. После этого проблемы с гиродинами возникали ещё дважды.

18 сентября 2006 года на МКС сработали датчики задымления. Экипаж почувствовал неприятный запах. Оказалось, что перегрелся резиновый шланг уже упомянутой системы регенерации воздуха «Электрон». Все вентиляционные системы на станции отключили, чтобы предотвратить распространение дыма и загрязнителей. Космонавты были вынуждены облачиться в респираторы и защитные очки. Через полтора месяца транспортный грузовой корабль «Прогресс» доставил запчасти, и систему «Электрон» починили.

А 30 октября 2007 года случилось ЧП снаружи станции. Одна из панелей солнечных батарей, установленных во время выхода в открытый космос, при развёртывании повредилась: запутавшийся трос привёл к разрывам на её поверхности. Несколько дней на Земле думали, как устранить неисправность. Ситуация осложнялась тем, что рядом с местом поломки находились устройства под напряжением, а астронавта туда нужно было доставить при помощи крана-манипулятора. В итоге американцы Скотт Паразински и Дуглас Уилок починили батарею, наложив на неё изготовленные из подручных материалов алюминиевые стяжки.

«Все включено». Что ждет туристов на Международной космической станции

Так МКС выглядит в 2015 году. Здесь Сара Брайтман проведет 8 дней. © Reuters

Эволюция МКС с 1999 года по 2015-й. © Коллаж АиФ

Конфигурация российского сегмента МКС на 2010 год. © Commons.wikimedia.org / Jurasiks

Конфигурация американского сегмента МКС на май 2011 года. © Commons.wikimedia.org / raigboy

Отныне космические туристы, как настоящие космонавты, могут выходить в открытый космос, цена новой услуги — 15 миллионов долларов. © flickr.com / NASA on The Commons

К МКС пристыкованы 2 космических корабля: «Союз» и «Прогресс». Так что, в случае ЧП, именно они будут путем к спасению. © Роскосмос / Фёдор Юрчихин

Вечера Сара сможет коротать у обзорного купола МКС. © flickr.com / NASA’s Marshall Space Flight Center

А это бортовая кухня, где Брайтман будет кушать. © Роскосмос / Александр Самокутяев

Например, яблочный пирог из пакета. © Роскосмос / Александр Самокутяев

А при желании, Сару могут даже подстричь. © Роскосмос

Интерьеры МКС вряд ли порадуют певицу изысками. © Commons.wikimedia.org / NASA

Развлекательная программа на МКС довольно скромная: фотосъемка в условиях невесомости и занятия спортом. © Роскосмос / Александр Самокутяев

Так, в распоряжении певицы будет беговая дорожка. © Роскосмос

И силовой тренажер. © Роскосмос

А если очень повезет, то у Сары будет возможность приобщиться к живописи. © Роскосмос

Еще из развлечений – пасьянс на орбите. Это, конечно, шутка, но связь с родными Сара будет держать именно через ноутбуки. © Роскосмос

Вот такой увидит нашу планету Сара Брайтман с МКС. © flickr.com / NASA’s Marshall Space Flight Center

Возможно, и свой родной Лондон ей удастся разглядеть. © flickr.com / NASA’s Marshall Space Flight Center

А вот за такой вид из окна, действительно, не жалко заплатить и миллионы (на фото: вулканы Камчатки, Эльбрус, Анды и вид облаков). © Роскосмос / Фёдор Юрчихин

Так МКС выглядит в 2015 году. Здесь Сара Брайтман проведет 8 дней. © Reuters

Эволюция МКС с 1999 года по 2015-й. © Коллаж АиФ

Например, яблочный пирог из пакета. © Роскосмос / Александр Самокутяев

А при желании, Сару могут даже подстричь. © Роскосмос

Интерьеры МКС вряд ли порадуют певицу изысками. © Commons.wikimedia.org / NASA

Так, в распоряжении певицы будет беговая дорожка. © Роскосмос

И силовой тренажер. © Роскосмос

«Должна же быть какая-то тайна у нас»

В мае 2008 года на станции сломался единственный санузел. Отказал двигатель вентилятора, из-за чего сбор жидкостей стал происходить с перебоями. Экипажу пришлось «ходить» в резервный туалет, находившийся на российском корабле «Союз ТМА-12». Но его ресурс был ограничен, поэтому космонавты соорудили временную систему сбора продуктов жизнедеятельности, используя сменные ёмкости. Ситуация была очень серьёзной, ЦУП даже рассматривал возможность экстренной эвакуации экипажа. Но 2 июня с шаттлом «Дискавери» подоспела новая помпа для унитаза, а впоследствии на станцию доставили и второй санузел.

Целый ряд орбитальных ЧП был связан с потерей герметичности. Вот лишь пара случаев. 30 августа 2018 года датчики зафиксировали падение давления внутри станции. Воздух уходил из бытового отсека корабля «Союз», пристыкованного к МКС. Вскоре был найден источник утечки – отверстие в обшивке диаметром 2 миллиметра. Олег Артемьев и Сергей Прокопьев наложили на него заплатку из нескольких слоёв эпоксидной смолы, а на следующий день ещё добавили герметика. Но это было лишь начало истории. При первом же осмотре повреждения стало ясно, что тут не обошлось без сверла: на фотографиях вокруг ровного круглого отверстия были чётко видны круги.

Неприятная ситуация грозила перерасти в международный скандал: кроме двух российских космонавтов на станции в то время находились американцы Эндрю Фейстел, Ричард Арнольд, Серина Ауньон-Чанселлор и немец Александр Герст. Отношения России и США и без того были хуже некуда, а тут пришлось гадать, кто и с какой целью мог просверлить дырку в обшивке российского корабля.

Роскосмос сформировал специальную комиссию для расследования инцидента. На Земле виновных не нашлось (все работы в кабине космического корабля при подготовке к полёту проходят под строжайшим контролем), поэтому подозрение пало на астронавтов. Сначала телеграм-каналы, а потом и газеты со ссылкой на источники в ракетно-космической отрасли стали излагать версию, что у американцев, дескать, был мотив вызвать повреждение на станции: им хотелось скорее доставить на Землю одного из своих коллег. Но просто так, по щелчку пальцев, этого сделать нельзя (NASA пришлось бы платить за внеочередной вызов «Союза»), а вот если на МКС возникнет экстренная ситуация, экипаж могут и эвакуировать.

Через несколько месяцев прозвучала и фамилия человека, которому, по слухам, не терпелось вернуться домой. У Серины Ауньон-Чанселлор во время полёта был обнаружен тромб в сосуде шеи. Женщина сильно нервничала: обратный полёт предстоял лишь через полгода.

Завершив расследование, Роскосмос так и не назвал причину возникновения отверстия в обшивке «Союза». «Что случилось, нам все понятно, но мы вам ничего не расскажем. Должна же быть какая-то тайна у нас», — высказался глава госкорпорации Дмитрий Рогозин.

Наконец, с нарушением герметичности станции связано и последнее ЧП. 20 августа этого года на МКС обнаружили небольшую утечку воздуха. Она была незначительной, но на поиски источника ушло много времени. Отверстие искали, отслеживая потоки воздуха разными способами, в том числе наполняя российский модуль конфетти. В конце концов Анатолий Иванишин нашёл место утечки в переходном отсеке модуля «Звезда» при помощи пакетика чая.

Оказалось, что это очень узкая трещина, больше похожая на царапину, длиной 27 миллиметров. В качестве одной из причин её появления эксперты рассматривают пробитие корпуса станции микрометеоритом или мелким фрагментом космического мусора.

Источник aif.ru