Возвращение «Хромого гоблина»: почему F-117 продолжают полёты

Возвращение «Хромого гоблина»: почему F-117 продолжают полёты

Преемственность «стелсов»

Есть самолеты, которые не нуждаются в представлении: яркий пример — первый американский стелс. Он же — F-117. Он же — «Ночной ястреб», или, как еще называли самолет летчики ВВС США, Wobbly Goblin (что, конечно, сложно рассматривать в качестве комплимента). Сухие цифры, на первый взгляд, тоже не сильно радуют. Некогда крайне амбициозная и очень дорогая программа вылилась в постройку 64-х машин. При этом эксплуатировали самолеты очень недолго (недолго по меркам ВВС США), с 1983 по 2008 год. Для сравнения: истребитель F-15 начали эксплуатировать в конце 70-х, и машина, вероятно, будет летать еще не один год, а возможно, не одно десятилетие. Про стратегический бомбардировщик B-52, который имеет все шансы встретить на службе свой столетний юбилей, в данном случае даже вспоминать не хочется.

И все-таки Nighthawk — знаковая машина. Как для ВВС США, так и для всей мировой авиации. Это первый в истории полноценный стелс и одна из немногих машин, для которой словосочетание «опередил свое время» не лишено смысла. Репутацию самолета изрядно подмочило поражение (вероятно, зенитно-ракетным комплексом С-125) F-117 в районе деревни Буджановцы во время бомбардировок Югославии в 1999-м. Однако многие забывают, что это единственная подтвержденная боевая потеря Nighthawk. Между тем только в войне в Персидском заливе в 90-е сорок таких машин выполнили более 1270 вылетов, сбросив примерно 30% от всех высокоточных средств поражения, использованных в конфликте (авиация антисаддамовской коалиции тогда еще весьма активно применяла неуправляемые авиационные боеприпасы).

Возвращение «Хромого гоблина»: почему F-117 продолжают полёты

Несмотря на антипатию со стороны летчиков, это позволяет говорить о высоком боевом потенциале. По крайней мере на момент 80-х и 90-х. Вывод же самолета из эксплуатации в 2008-м был обусловлен не столько недостатками машины, сколько принятием на вооружение истребителя F-22.

Последний не создавался изначально как ударник: его в широком смысле видели «наследником» истребителя F-15. Однако по факту это полноценный ударный комплекс. Боевая нагрузка F-117 могла, в частности, включать в себя две управляемые бомбы, например, GBU-10 или GBU-27. Истребитель F-22 тоже способен нести две управляемые бомбы: боеприпасы типа JDAM со спутниковым наведением. Получив впоследствии возможность применять за один вылет восемь GBU-39 Small Diameter Bomb, Raptor даже превзошел в некотором смысле своего «коллегу».

При этом F-22, в отличие от Nighthawk, является высокоэффективным истребителем. Последний в силу конструкции в принципе не может считаться таковым: самолет дозвуковой, а его маневренность оставляет желать лучшего.

Полеты наяву

Введение в строй изначально многоцелевого F-35, казалось, должно было раз и навсегда закрыть вопрос о необходимости специализированных ударных тактических самолетов. Собственно, так оно и произошло (просто не все страны это еще осознали). С другой стороны, к всеобщему удивлению, списанные F-117 снова оказались в небе.

Еще в 2016 году споттер Sammamishman снял полеты Wobbly Goblin над испытательным центром в Тонопе, где находится знаменитая «Зона 51» — военная база, представляющая собой удаленное подразделение военно-воздушной базы Эдвардс. Согласно представленным материалам, американцы подняли в небо два F-117 Nighthawk.

Возвращение «Хромого гоблина»: почему F-117 продолжают полёты

Акция не была разовой. Более того, по утверждению авиационного ресурса Scramble, который сослался на информацию от ВВС США, американцы в обстановке строгой секретности в 2017-м развернули на Ближнем Востоке по меньшей мере четыре такие машины. Они выполняли полеты над территорией Ирака и Сирии.

Базировались машины на аэродроме, расположенном в одной из стран Персидского залива, возможно, в Саудовской Аравии или Катаре. По имеющимся данным, в рамках одной из миссий один самолет в силу внештатной ситуации был вынужден произвести посадку на другом аэродроме, где его и заметили.

Можно предположить, что полеты в 2016-м и отправка самолетов на Ближний Восток (если, конечно, она имела место) — часть одной акции, направленной на отработку тех или иных систем вооружений. Однако и после этого F-117 продолжали летать. А 18 марта фотограф Тошихико Симидзу, известный в Instagram как pam_st112, сделал несколько фотографий Nighthawk во время его пролета над калифорнийским каньоном Звездных войн.

Возвращение «Хромого гоблина»: почему F-117 продолжают полёты

Одни из самых примечательных фото были сделаны совсем недавно. Самолет сфотографировали на базе Корпуса морской пехоты США в Мирамаре. Выдался редкий случай рассмотреть «новый старый» Nighthawk вблизи. По крайней мере, на одном из фото.

Возвращение «Хромого гоблина»: почему F-117 продолжают полёты

Обращает на себя внимание исключительно хорошее состояние борта (если судить чисто визуально). Это весьма важный аспект, так как состояние покрытия напрямую влияет на степень радиолокационной заметности. Можно видеть маркировку «TR» на хвостовом оперении, что указывает на то, что машина базируется в аэропорту Тонопа. У F-117 были похожие опознавательные знаки на хвосте ранее, после того как они были рассекречены, но до того, как они переместились с удаленной базы в Неваде на базу ВВС Холломан в Нью-Мексико.

Главный вопрос можно сформулировать так: зачем американцы продолжают полеты на F-117? Можно наверняка утверждать, что США не будут «воскрешать» проект в качестве боевой машины. Новые истребители пятого поколения действительно имеют «детские болезни», однако ситуация не настолько серьезная. Как мы уже отмечали выше, F-22 и его последователь в лице F-35 — куда более совершенные образцы.

Возвращение «Хромого гоблина»: почему F-117 продолжают полёты

Однако приведенные выше факты косвенно подтверждают другую, ранее высказанную экспертами версию. Скорее всего, часть списанных F-117 сейчас перешла из этапа оценки концепции к исполнению роли «агрессоров» — самолетов, которые на учениях имитируют крылатые машины врага. Это имеет смысл. США прекрасно понимают, что даже если им не придется встретиться в небе с российскими Су-57 (пока что нет ни одной такой серийной машины, хотя она скоро появится), то рано или поздно дадут о себе знать новые китайские образцы.

Сейчас у КНР есть на вооружении только один истребитель пятого поколения — небезызвестный J-20. Однако в будущем к нему может присоединиться машина, выполненная на базе проходящего испытания J-31. Помимо этого очевидно, что Китай очень активно прорабатывает концепцию шестого поколения. И ему очень хочется опередить в этом отношении Европу и Америку.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.