Турецкий ударный беспилотник Bayraktar TB2

В последние годы ни одна из локальных войн не обходилась без применения беспилотной авиации. Интерес к БЛА растет во всем мире. Очевидно, что за этим вооружением будущее. При этом палитра представленных на военном рынке беспилотников очень велика: от совсем крошечных разведывательных аппаратов до крупных ударных беспилотников, которые по своей геометрии сопоставимы с традиционными самолетами. Военный конфликт в Нагорном Карабахе, очередное обострение которого началось 27 сентября 2020 года, уже стал настоящей войной дронов.

Турецкие БПЛА хозяйничают в небе Идлиба

Ярким визуальным символом конфликта стали записи ударов беспилотников, которые регулярно публикует Министерство обороны Азербайджана. Беспилотники, которые поражают самые разные наземные цели, стали одним из символов войны и помогают азербайджанской армии добиваться успехов на поле боя. Широко расходящиеся в социальных сетях и на форумах кадры с азербайджанских БЛА играют существенную роль и в информационной войне. При этом палитра применяемых Азербайджаном беспилотников разнообразна: здесь и разведывательные БЛА, которые обеспечивают целеуказание, и записи с ударных беспилотников, и кадры, переданные барражирующими боеприпасами, которые известны также как дроны-камикадзе. При этом самым известным и часто упоминаемым в прессе в связи с этим конфликтом беспилотником уже стал турецкий ударный БЛА «Байрактар».

Baykar Makina: от автомобильных компонентов до ударных беспилотников

Ударный беспилотник Bayraktar TB2 был разработан турецкой компанией Baykar Makina, которая была основана в 1984 году. В первые годы своего существования компания специализировалась на производстве автомобильного оборудования и автомобильных компонентов, но с 2000 года занялась работами в области авиастроения. Сегодня это ведущий производитель беспилотных летательных аппаратов в Турции, а также одна из ведущих компаний в сфере создания систем искусственного интеллекта в стране. Сегодня в компании работает 1100 сотрудников, а общее количество произведенных беспилотников перевалило за 400 единиц.

Сборка беспилотников Bayraktar TB2
Начав в 2000 году первые исследования и разработки в области создания беспилотных авиационных систем, компания уже в 2004 году провела первые автономные летные испытания с использованием собственных электронных и программных систем управления. В 2005 году состоялась демонстрация первого миниатюрного беспилотника компании Bayraktar Mini, а в следующем году было развернуто его производство.

Разработка собственного проекта ударного беспилотника началась в конце 2000-х годов. Первые автономные летные испытания ударного беспилотника, получившего обозначение Bayraktar TB2, прошли в 2014 году. В том же году начались поставки первых комплектов БЛА вооруженным силам Турции. Помимо армии, данные беспилотники эксплуатируются также в турецкой полиции. Одной из гражданских сфер применения беспилотников является мониторинг лесных пожаров и помощь спасателям. В настоящее время данная модель состоит на вооружении Турции, а также экспортируется в Катар (первый иностранный покупатель), Украину и, по всей видимости, в Азербайджан. Вооруженные силы Азербайджана официально объявили о готовности приобрести турецкие ударные беспилотники в июне 2020 года.

Возможности ударного беспилотника Bayraktar TB2

Турецкий ударный беспилотный летательный аппарат Bayraktar TB2 относится к классу тактических средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. Авиационные эксперты отмечают, что данная разработка отличается более современной системой управления и программного обеспечения, чем израильский беспилотник Heron. Новый турецкий БЛА в состоянии решать задачи разведки, наблюдения, а также проводить атаки наземных целей. Имеющийся на Bayraktar TB2 комплекс авионики обеспечивает аппарату полностью автономную рулежку, взлет/посадку и полет.

Для Турции данный беспилотник стал знаковым, так как стал первым БЛА, поставленным на экспорт. По данным сайта компании-производителя, в Турции уже используется как минимум 110 подобных летательных аппаратов, общий налет которых превысил 200 тысяч часов. Также данному летательному аппарату принадлежит турецкий рекорд по продолжительности полета: 27 часов и три минуты. Стандартным комплектом поставки БЛА является беспилотный авиационный комплекс из шести беспилотников Bayraktar TB2, двух наземных станций управления, комплекта средств технического обслуживания и электропитания.

Внешне «Байрактар» представляет собой летательный аппарат с прямым крылом большого удлинения и неубирающимся трехстоечным шасси (убирается только передняя стойка). Размах крыла беспилотника составляет 12 метров. Хвостовое оперение БЛА выполнено в форме перевернутой буквы V. Максимальная длина аппарата – 6,5 метра, высота – 2,2 метра. Планер беспилотника выполнен из современных композитных материалов (большая часть из углепластика). Бортовое оборудование БЛА Bayraktar TB2 представлено электрооптической и инфракрасной камерами, лазерным дальномером и целеуказателем.

Максимальный взлетный вес ударно-разведывательного беспилотника Bayraktar TB2 составляет 650 кг, масса полезной нагрузки – до 150 кг. Запас топлива на борту аппарата – 300 литров бензина. Ударный беспилотник имеет четыре точки подвески, на которых могут быть расположены четыре управляемых авиабомбы с лазерной системой наведения.

Беспилотник комплектуется поршневым авиационным мотором Rotax 912 с толкающим воздушным винтом, максимальная мощность двигателя составляет 100 л.с. Этого достаточно, чтобы обеспечить БЛА максимальную скорость полета – 120 узлов (220 км/ч), крейсерская скорость полета – 70 узлов (130 км/ч). Заявленный разработчиками практический потолок беспилотника составляет 27 000 футов (8230 метров), рабочая высота – 18 000 футов (5500 метров). Максимальная продолжительность полета аппарата может достигать 27 часов.

Вооружение беспилотников Bayraktar TB2

Ударные беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2 имеют под крылом четыре точки подвески и могут нести до четырех микробоеприпасов, специально разработанных для использования с БЛА. Bayraktar TB2 может нести планирующие боеприпасы с лазерной системой наведения на цель: MAM-L и MAM-С. В свое время управляемая авиабомба MAM-L разрабатывалась как вариант ракеты ПТРК дальнего действия L-UMTAS. От базовой версии авиационный боеприпас отличается отсутствием ракетного двигателя и более развитым оперением, позволяющим планировать на цель.

Наземная станция управления беспилотниками Bayraktar TB2
Авиационные боеприпасы для «Байрактара» были созданы крупным турецким производителем ракетного оружия – компанией Roketsan. Они представляют собой планирующие высокоточные малогабаритные боеприпасы с искусственным интеллектом, которые специально разрабатывались для использования с БЛА, легких штурмовиков, а также использования на различных воздушных платформах малой грузоподъемности. Боеприпасы в состоянии эффективно поражать как стационарные, так и движущиеся цели. Оба боеприпаса оснащены лазерной системой наведения на цель (полуактивный лазер).

Согласно официальной информации разработчика боеприпасов, MAM-L может оснащаться тремя типами боеголовок: осколочно-фугасной, термобарической и тандемной (противотанковый вариант). Вес боеприпаса составляет 22 кг, длина – 1 метр, диаметр – 160 мм. Дальность действия – 8 км. Масса боевой части для боеприпаса MAM-L оценивается в 8-10 кг. Планирующий боеприпас MAM-С отличается ещё меньшими размерами и может нести два типа боеголовок: осколочно-фугасную и многоцелевую БЧ. Вес боеприпаса MAM-С составляет 6,5 кг, длина – 970 мм, диаметр – 70 мм. Дальность действия – 8 км.

Автор:Юферев Сергей

Новая американская сказка: истребители США смогут безнаказанно шастать в небе над Россией

Успех БПЛА в современных конфликтах

Присоединяйтесь к нам на Telegram канал Политрук

Присоединяйтесь  к  нам  ВКонтакте

Подписывайтесь на наш Youtube-канал

Оцените статью
ПОЛИТРУК
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.