Самый совершенный корабль Береговой охраны России «Океан»

На сегодняшний день самыми крупными кораблями морской пограничной службы России являются корабли проекта 22100 «Океан». Эти суда ледового класса относят к пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга (ПСКР). В России сторожевики проекта 22100 – это первые корабли такого типа, которые были разработаны и спроектированы в полном соответствии с требованиями Пограничной службы ФСБ России. Они являются альтернативой сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351, последний из которых, «Воровский», был списан еще в 2017 году. В отличие от предшественников, новые пограничные корабли обладают увеличенной в несколько раз дальностью плавания, способны обеспечивать патрулирование в арктических широтах и лучше подходят для решения задач, которые стоят сегодня перед российскими пограничниками.

Самый совершенный корабль Береговой охраны России «Океан»

Корабли строятся серией из пяти единиц. Два судна уже находятся в строю. Это ПСКР «Полярная звезда» и «Петропавловск-Камчатский». Третий корабль «Анадырь» уже спущен на воду, в настоящее время находится в стадии достройки. Заключение контрактов по двум оставшимся кораблям серии перенесено на 2020 год. Постройкой кораблей данного проекта занимается Зеленодольский завод имени А. М. Горького, сам проект разработан специалистами знаменитого АО «ЦМКБ «Алмаз». Закладка головного пограничного сторожевого корабля проекта 22100 «Океан» состоялась в Зеленодольске (Республика Татарстан) 30 мая 2012 года. Контракт на строительство второго и третьего кораблей проекта 22100 был заключен в апреле 2015 года. Строительство каждого корабля обходится российским налогоплательщикам в 8,66 миллиарда рублей (в ценах 2015 года).

Проект 22100 «Океан»

Задача обновления пограничных кораблей дальней морской зоны назрела в России достаточно давно. Последние корабли данного проекта были спроектированы еще в СССР. Речь идет о пограничных сторожевых кораблях 1-го класса проекта 11351. Эти корабли являются эволюцией СКР проекта 1135, которые до 1977 года классифицировались на флоте, как большие противолодочные корабли. Самый современный российский корабль проекта 11351 был спущен на воду еще в 1990 году и оставался на службе у морских пограничников до 2017 года. Последним остающимся сегодня в строю кораблем данного проекта является флагман ВМС Украины «Гетман Сагайдачный», по понятным причинам обладающий весьма условной боевой ценностью.

Ранее большинство кораблей пограничной службы, особенно когда речь шла о таких крупных судах, представляли собой переделку боевых кораблей, разработанных в интересах ВМФ. Отличительной чертой пограничных моделей был существенно урезанный набор наступательных и оборонительных вооружений. Пограничный сторожевой корабль проекта 22100 шифр «Океан» разрывает эту практику, этот корабль с самого начала создавался по заданию и под контролем Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Судно не имеет кораблей-аналогов военного назначения в составе ВМФ России.

Основными задачами для ПСКР 1-го ранга проекта 22100 «Океан» являются охрана российской исключительной экономической зоны, пресечение контрабанды, незаконной миграции и борьба с морским пиратством. При этом корабли являются многоцелевыми. Все ПСКР проекта 22100 могут использоваться для проведения поисково-спасательных операций на море, спасая с поверхности членов экипажа и пассажиров, терпящих бедствие судов, летательных аппаратов, различных плавательных средств. Также корабли могут привлекаться для тушения пожаров на борту других кораблей, буксировки и эвакуации поврежденных и терпящих бедствие кораблей в безопасные укрытия. Отдельной задачей ПСКР «Океан» является содействие отрядом спецназначения ФСБ России по борьбе с терроризмом. Как видно из самого шифра проекта – это корабли, способные действовать в дальней морской зоне, их район плавания – океанский. По сути, район плавания данных кораблей неограничен ничем, кроме автономности.

Новые корабли проекта 22100 отличается от пограничных сторожевых кораблей проектов 11351П и 97П тем, что является кораблями ледового класса. Данное судно можно эксплуатировать в арктических широтах. Заявленный ледовый класс Arc4 позволяет ПСКР совершать самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах, достигающих толщины до 0,8 метра во время летне-осенней навигации и до 0,6 метра во время зимне-весенней навигации. Также корабль может осуществлять плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 1 метра во время летне-осенней навигации и до 0,7 метра во время зимне-весенней навигации. К положительным решениям, которые конструкторы применили на кораблях проекта 22100 «Океан», специалисты относят закрытые бак и корму, благодаря такому техническому решению новые российские ПСКР смогут избежать обледенения.

По словам представителей завода-изготовителя нового российского корабля для Береговой охраны, аналогов данному судну в России в настоящее время нет, так как корабли проекта 22100 «Океан» выгодно отличаются очень высокой степенью автоматизации. Экипаж корабля, обладающего полным водоизмещением более трех тысяч тонн, состоит всего из 44 человек. Для сравнения экипаж российских малых ракетных кораблей водоизмещением в 1000 тонн состоит примерно из 60 человек. По словам разработчиков, современный ПСКР – это один большой «сервер». Для наглядности они отмечают, что в корабле проложено более 500 километров кабеля, что позволяет легко управлять самыми разными процессами на борту судна вплоть до открытия и закрытия отдельных задвижек.

Отдельно можно отметить, что корабли наделены большой автономностью, которая доходит до 60-70 суток. Специалисты отмечают, что именно автономность плавания одна из главных функций и фишек корабля, который только в пути к месту патрулирования может провести до 7 суток. Учитывая длительность плавания, в том числе в арктических широтах, разработчики проекта большое внимание уделили комфорту размещения команды, постаравшись создать максимально благоприятные условия для экипажа и приписного состава. По словам разработчиков, каюты нового российского пограничного сторожевого корабля ледового класса рассчитаны на размещение двух человек, при этом в каждой каюте имеется отдельный санузел. Благодаря наличию на борту корабля Береговой охраны двух современных опреснителей круглосуточно в течение всей службы экипаж будет обеспечен холодной и горячей водой. Служебные и бытовые помещения на сторожевике также рассчитаны на достижение максимально возможного уровня комфорта несения службы.

Технические особенности кораблей проекта 22100

Пограничные сторожевики проекта 22100 «Океан» достаточно крупные корабли. Длина корабля составляет 91,8 метра, ширина – 14,8 метра. Стандартное водоизмещение – 2700 тонн, полное – до 3200 тонн. По своим размерам и водоизмещению пограничные сторожевые корабли проекта 22100 больше многоцелевых боевых кораблей 2-го ранга – корветов проекта 20380 (полное водоизмещение 2200 тонн), но уступают по водоизмещению современным российским фрегатам дальней морской зоны проектов 22350 (полное водоизмещение 5400 тонн) и 11356 (полное водоизмещение 4035 тонн). Максимальная скорость хода ПСКР проекта 22100 «Океан» составляет 21 узел (примерно 39 км/ч), автономность плавания – 60 суток. Максимальная дальность плавания составляет 12 000 морских миль. Расчетный срок службы – до 40 лет.

Ходовой мостик ПСКР проекта 22100 «Океан»
Вооружение ПСКР проекта 22100 «Океан» является исключительно артиллерийско-стрелковым. Главным калибром и ударной мощью корабля является 76,2-мм универсальная артиллерийская установка АК-176М, которая позволяет поражать надводные и наземные цели на удалении до 15,6 км, воздушные на высоте до 11,6 км. При этом максимальная скорострельность установки составляет до 120 выстрелов в минуту. Помимо этого на борту пограничных сторожевых кораблей проекта 22100 имеются два крупнокалиберных 14,5-мм пулемета Владимирова, расположенных на специальной морской тумбовой пулеметной установке МТПУ. Подобные пулеметы позволяют бороться с надводными, береговыми, воздушными и легкобронированными целями на расстоянии до 2000 метров. Также на корме ПСКР предусмотрена вертолетная площадка и ангар, которые предназначены для взлета-посадки и хранения вертолетов типа Ка-27ПС, также возможен запуск с борта корабля беспилотников Gorizont G-Air S-100.

Отдельно стоит отметить тот факт, что в техническом задании на разработку корабля прописывалась возможность установки на борту судна ударного ракетного оружия. По заверениям главного конструктора АО «ЦМКБ «Алмаз» Бориса Лейкиса, данная возможность сохранена. В интервью каналу «Вести-Татарстан» Борис Лейкис отметил, что в случае необходимости в короткое время ПСКР можно будет переоборудовать в ударный ракетный корабль.

Норвежский пограничный корабль «Баренцхаф» и российский ПСКР «Полярная звезда» в Мурманске
Энергетическая установка первого корабля серии оснащалась германскими дизельными двигателями MTU. После введения санкций в отношении России поставки двигателей были остановлены. Второй и третий корабли проекта 22350 получили отечественные судовые дизели производства коломенского завода. В июне 2019 года в интервью российским СМИ генеральный директор зеленодольского завода утверждал, что ПСКР проекта 22100 уже на 100 процентов производятся из комплектующих только российского производства. К примеру, в марте 2019 года появилась новость о том, что все серийные корабли данного проекта получат телескопические ворота для вертолетного ангара отечественного производства.

Автор:Юферев Сергей

Читайте также:Китайский хлам на российские корабли

Подписаться на Telegram канал Политрук

Присоединяйтесь  к  нам  ВКонтакте

Подписывайтесь на наш Youtube-канал

Оцените статью
ПОЛИТРУК
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.