Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке

Когда-то сражения на море выигрывали корабли, вооруженные более мощной артиллерией. Пиком развития артиллерийских кораблей стали линкоры периода Второй мировой войны. При этом уже морские сражения 1940-х годов показали, что время артиллерийских монстров уходит. Линейные корабли уступили место сначала авианосцам, а потом и кораблям с наступательным ракетным вооружением. Сегодня даже на самых крупных боевых кораблях трудно встретить артиллерийские системы калибра более 127 или 130 мм, но сохранится ли такое положение дел в ближайшие годы?

Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке
130-мм артиллерийская установка АК-130

Закат артиллерии главного калибра

В годы Второй мировой войны немцы использовали линкоры с орудиями калибра 380 мм, американцы большинство кораблей данного класса вооружили артиллерийскими системами калибра 406 мм, но дальше всех в этой гонке зашли японцы. Именно в Стране восходящего солнца создали два самых крупных линкора в истории – корабли типа «Ямато». Это были самые крупные и мощные линейные корабли на планете водоизмещением 74 тысячи тонн, вооруженные девятью 460-мм орудиями. Реализовать потенциал своей артиллерии они так и не смогли. К 1943 году американцы окончательно добились значительного превосходства в воздухе на Тихом океане, что привело практически к полному прекращению дуэлей крупных артиллерийских кораблей.

Линкор «Мусаси», являющийся систершипом «Ямато», погиб в первом же серьезном морском походе. В рамках сражения в заливе Лейте с 23 октября по 26 октября 1944 года японский флот в ряде отдельных боев потерпел сокрушительное поражение, лишившись среди прочего трех линкоров, одним из которых был новейший линкор «Мусаси». Американцы, обладавшие подавляющим количественным и качественным преимуществом в авиации (1500 самолетов против 200 японских), добились сокрушительной победы. А японские адмиралы окончательно поняли, что флот не в состоянии проводить операции без прикрытия с воздуха. После этого сражения императорский флот больше не планировал крупных операций на море. Гордость японского флота – линкор «Мусаси» – затонул после многочисленных атак американской авиации, которые продолжались на протяжении дня 24 октября 1944 года. Всего линкор атаковали 259 самолетов, из которых сбито было 18. Американские летчики добились 11-19 попаданий торпед и до 10-17 попаданий авиабомб в линкор, после чего корабль затонул. Вместе с линкором погибла почти 1000 человек его команды и командир корабля контр-адмирал Иногути, который предпочел погибнуть вместе с линкором.

24 октября 1944 года, попадание авиабомбы в линкор «Ямато»
Похожая судьба постигла и «Ямато». Линкор был потоплен американской авиацией 7 апреля 1945 года. Американская палубная авиация провела массированные атаки на линкор, в налетах участвовало 227 самолетов. Американские летчики добились 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб, после чего линкор вышел из строя. А в 14:23 по местному времени из-за смещения 460-мм снарядов в результате крена произошел чудовищной силы взрыв в носовом погребе артиллерии главного калибра, после этого линкор ушел на дно, став могилой для 3063 членов экипажа. За эту победу американцы заплатили потерей 10 самолетов и 12 летчиков. Потопление линкора «Ямато» стало последним гвоздем в крышку гроба артиллерийских надводных кораблей. Линкор, который являлся гордостью японского флота, на создание которого были потрачены огромные денежные, промышленные и человеческие ресурсы погиб почти со всем экипажем, не имея возможности отомстить противнику за свою гибель.

После завершения Второй мировой войны артиллерия главного калибра практически не использовалась в боевых действиях. Использовать артиллерийские корабли в сражениях с равным по силе или хотя бы сопоставимым противником было бы самоубийством. Исключением были ситуации, когда противник явно уступал по своему военно-техническому потенциалу и не мог ничего противопоставить в ответ. Так американцы обращались к своим линкорам, вооруженным 406-мм артиллерией, во время локальных конфликтов. Сначала во время войны в Корее, когда на 18 месяцев в строй экстренно вернули линкоры типа «Айова» (израсходовано 21,4 тысячи снарядов главного калибра), затем во время войны во Вьетнаме, в которой принял участие линкор «Нью-Джерси», выпустивший 6,2 тысячи снарядов главного калибра. Последним военным конфликтом с участием американских линкоров стала первая война в Персидском заливе. Последний раз 406-мм залпы артиллерии линкора «Миссури» (тип «Айова») звучали во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году.

Залп главного калибра линкора «Айова», 1984 год

Главный калибр современного флота

Подавляющее количество современных крупных надводных боевых кораблей вооружено чаще всего одной артиллерийской установкой калибра 127-мм (ВМС большинства стран Запада) или 130-мм, если речь идет о российском военно-морском флоте. К примеру, основной американской артиллерийской установкой стала 127-мм Mk 45 – универсальная артиллерийская установка, которая устанавливается на кораблях американского флота с 1971 года по сегодняшний день. За это время установка неоднократно модернизировалась. Помимо ВМС США пятидюймовая артиллерийская установка находится на вооружении флотов многих стран, в том числе Австралии, Новой Зеландии, Греции, Испании, Таиланда и многих других.

За всё время производства и эксплуатации было создано пять модернизаций установки, последней из которых является модернизация Mk 45 Mod. 4. Данная установка получила обновленный ствол, длина которого составляет 62 калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и баллистические характеристики орудия. Максимальная скорострельность установки составляет 16-20 выстрелов в минуту, при использовании управляемых боеприпасов – до 10 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы установки Mk 45 Mod. 4 достигла 36-38 км. Специально для этой установки в рамках амбициозной программы ERGM (Extended Range Guided Munition) разрабатывались 127-мм снаряды с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, однако к 2008 году программу, на которую потратили более 600 миллионов долларов, закрыли. Разрабатываемые снаряды с максимальной дальностью стрельбы до 115 км оказались слишком дорогими в серийном производстве даже для самой богатой страны в мире.

Артиллерийская установка Mk 45 Mod. 4
В нашей стране мощнейшей корабельной установкой долгие годы является АК-130, основным преимуществом которой перед иностранными конкурентами, является высокий темп стрельбы, который в частности достигается тем, что она двуствольная. Как и многие современные пятидюймовые орудия – это универсальная артиллерийская установка, которая может вести огонь и по воздушным целям. В арсенале АК-130 есть зенитные снаряды с радиусом поражения 8 или 15 метров в зависимости от модели. Установка, разработанная в СССР еще в 1970 годы, отличается очень высокой скорострельностью на два ствола, которая доходит до 86-90 выстрелов в минуту (по различным источникам). Максимальная дальность стрельбы фугасными унитарными боеприпасами 23 километра, длина ствола – 54 калибра. В настоящее время одна такая установка размещена на борту самого большого отечественного надводного корабля – тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Подобной установкой вооружен и флагман Черноморского флота России ракетный крейсер «Москва», а также ряд крупных надводных кораблей ВМФ России еще советской постройки.

В то же время на современных корветах проекта 20380 установлена 100-мм одноствольная артиллерийская установка А190. Данная модель отличается уменьшенной массой с сохранением высокой скорострельности – до 80 выстрелов в минуту. В исполнении А190-01 она получила башню, выполненную с использованием технологии «стелс». Максимальная дальность стрельбы – 21 километр, досягаемость по высоте при стрельбе по воздушным целям – 15 километров. Помимо корветов установка является стандартным вооружением малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» водоизмещением всего 949 тонн. В то же время для вооружения современных российских фрегатов проекта 22350 была разработана новая 130-мм артиллерийская установка А-192 «Армат». Установка была создана на базе упоминавшейся выше системы АК-130 путем ее облегчения (осталось одно орудие) и установки современной системы управления огнем. Скорострельность установки составляет до 30 выстрелов в минуту. Облегчение установки позволяет легко размещать её на современных российских кораблях даже небольшого водоизмещения – от 2000 тонн.

Артиллерийская установка А190-01

Перспективы морской артиллерии главного калибра

Казалось бы, артиллерия главного калибра во флотах практически всех стран мира достигла своего оптимального состояния. Однако это не значит, что работы в направлении повышения её могущества подошли к концу. Во многих странах мира изучаются варианты установки на корабли 155-мм артиллерийских установок, работают над созданием новых 155-мм снарядов с прямоточными воздушно-реактивными двигателями, позволяющими повысить дальность стрельбы и рассматривают варианты оружия на новых физических принципах. К последнему варианту относится хорошо распиаренная сегодня рельсовая пушка или рельсотрон.

Сам термин «рельсотрон» был предложен еще в конце 50-х годов XX века советским академиком Львом Арцимовичем. Одной из причин создания подобных систем, представляющих собой электромагнитный ускоритель масс, стало достижение предела скорости и дальности полета снаряда при использовании порохов. Преодолеть это значение пытались при помощи рельсотрона, который обеспечивал бы снаряду гиперзвуковую скорость. Наибольших успехов в разработке подобного оружия добились в США, где на протяжении начала XXI века проводились многочисленные испытания рельсовых орудий, которые планировалось использовать в первую очередь на флоте. В частности, именно рельсотрон рассматривался как вариант вооружения для самых современных кораблей американского флота – эсминцев «Замволт». Однако в итоге от этих планов отказались, вооружив эсминцы тоже своего рода уникальным оружием 155-мм артиллерийской установкой активно-реактивной схемы. При этом успехи в разработке рельсотронов неочевидны, испытываемые образцы пока очень сырые и не удовлетворяют требованиям военных. В обозримом будущем данное оружие вряд ли достигнет стадии боеготовности.

Наземные испытания 155-мм установки AGS
Наибольший интерес представляют именно артиллерийские установки калибра 155 мм или 152 мм в России, которые могут появиться на кораблях новой постройки. К примеру, в Германии проводились эксперименты с установкой на боевые корабли орудийной башни отличной САУ Pz 2000. Данные эксперименты начались в Германии в 2002 году. При этом дальше экспериментов подобные исследования пока что не пошли. В России рассматривается похожий вариант, который предполагает размещение на кораблях 152-мм артиллерийской установки, являющейся флотской адаптацией современной российской САУ «Коалиция-СВ», известной под обозначением «Коалиция-Ф». Правда, пока что подобная система не востребована российским флотом. Здесь стоит отметить, что под подобную артиллерию на флоте нет новых кораблей. В перспективе такие 152-мм установки могли бы получить эсминцы проекта 23560 «Лидер» водоизмещением от 13 до 19 тысяч тонн. Но пока что в качестве артиллерийского вооружения для этих кораблей указывается 130-мм установка А192 «Армат», которая уже ставится на новые российские фрегаты проекта 22350.

Пока что единственной страной, которая все-таки разместила на современных боевых кораблях 155-мм установки, являются США. На трех эсминцах «Замволт» установлены 155-мм артиллерийские установки AGS (Advanced Gun System). Специально для них был разработан уникальный боеприпас – управляемый снаряд LRLAP, который орудие с длиной ствола 62 калибра отправляет на расстояние до 148 – 185 километров (в разных источниках). При этом американские военные не в восторге от этих боеприпасов, которые стоят практически по 0,8-1 миллион долларов за штуку. Такие «снаряды» практически сравнялись по цене со стоимостью крылатых ракет «Томагавк», обладающих большей дальность полета и большей мощностью доставляемой к цели боеголовки. Для американских военных подобная стоимость оказалась неприемлемой. Поэтому в настоящее время рассматриваются различные варианты выхода из положения, в частности разработка более традиционных боеприпасов.

Перспективный 155-мм снаряд компании Nammo с прямоточным воздушно-реактивным двигателем
В этом аспекте интерес представляют новые артиллерийские боеприпасы калибра 155-мм с прямоточными воздушно-реактивными двигателями, которые активно разрабатываются во многих странах мира. Подобные боеприпасы разрабатывает и активно показывает на выставках норвежская компания Nammo, которая уже завершила первый этап испытаний данной продукции. Норвежские специалисты оценивают перспективную дальность стрельбы подобными снарядами из установок с длиной ствола 52-62 калибра примерно на уровне 100-150 километров. Если испытания подобных боеприпасов закончатся успешно, а цены на них не будут соперничать с ракетным вооружением, подобные боеприпасы смогут подстегнуть флотский интерес к 155-мм артиллерийским установкам, которые для линкоров прошлого был лишь орудиями среднего калибра.

Автор: Юферев Сергей

Читайте также:Новая модернизация прицельных комплексов для бомбардировщиков

Подписаться на Telegram канал Политрук

Присоединяйтесь  к  нам  ВКонтакте

Подписывайтесь на наш Youtube-канал

Оцените статью
ПОЛИТРУК
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.