Продажа «Мотор Сич» китайцам: за кого «болеть» россиянам?

Сделка по продаже Китаю украинского предприятия «Мотор Сич» имела такой международный резонанс, что в Киев отправился лично помощник президента Трампа, Джон Болтон, с тем, чтобы ее расстроить. После его визита СБУ возбудила уголовные дела по крайне тяжким статьям — государственной измене и подготовке диверсии. Почему же контроль над авиастроительным предприятием столь принципиален, и «за кого болеть» нам, россиянам — за Пекин или Вашингтон?

Продажа «Мотор Сич» китайцам: за кого «болеть» россиянам?

Немногие страны умеют производить самолеты, но освоить создание двигателей для них, оказались способны еще меньше. Это очень наукоемкое, дорогостоящее и технически сложное дело. «Мотор Сич» — уникальное предприятие, доставшееся Незалежной в наследство от СССР. В его состав входят семь заводов, производящих двигатели для самолетов и вертолетов, а также промышленные газотурбинные установки. 

Естественным рынком сбыта для «Мотор Сич» была Российская Федерация, где украинское предприятие занимало 50%. После событий 2014 года, Киев наложил запрет на военно-техническое сотрудничество с Москвой, и дела авиапроизводителя пошли все хуже и хуже. Единственным шансом остаться на плаву, было сотрудничество с Китаем, и тот целенаправленно пытается выжать из этой ситуации максимум. 

В КНР активно используется техника с украинскими силовыми установками. Но Пекину этого мало. Поднебесная активно развивает собственное авиастроение, и главным препятствием является отсутствие собственной инженерной школы двигателестроения. Учитывая размер ежегодных инвестиций в образование, науку и НИОКР, китайцы, рано или поздно, своего добьются, но им явно хотелось бы пораньше. 

И вот он — шанс войти в высшую лигу: высокотехнологичное предприятие, чудом сохранившееся после развала СССР, со всеми его патентами и лицензиями, рабочим коллективом. Заполучив интеллектуальную собственность «Мотор Сич» и опыт его инженеров, Китай сможет гораздо быстрее совершить прорыв в авиастроении и военном деле. Последнее ужасно не нравится США с их «Боингом», который в перспективе может потерять долю на китайском рынке, и особенно Пентагону:

Украинцы берут деньги американских налогоплательщиков одной рукой, а другой – бьют американские военно-морские силы ножом в спину.

Дело в том, что на активно строящихся авианосцах ВМС КНР используются самолеты, на которых устанавливаются украинские двигатели. Неудивительно, что американцы пытаются воспрепятствовать переходу «Мотор Сич» под контроль Пекина.

Первый заход был сделан еще при Петре Порошенко. Тогда в дело вмешался Укроборонпром, который забрал 25% акций предприятия, едва приобретенных китайской Skyrizon Aircraft. Уже при Зеленском, Skyrizon и Xinwei Group смогли купить контрольный пакет акций «Мотор Сич», но сделке еще требуется согласование с официальным Киевом. И вот поэтому на Украину и отправили фигуру столь высокого полета, как Джон Болтон, чтобы ее расстроить.

Горько наблюдать за этим дележом советского наследия, учитывая, что в 2014 году, и Запорожье, и Одесса, И Харьков, и Николаев, могли войти, если не в состав Российской Федерации, то, как минимум, в сферу ее фактического контроля. Но, что не сделано, то не сделано. При всем уважении к Китаю и его достижениям, в интересах России, вероятно, все же лучше, чтобы Пекин «Мотор Сич» не заполучил. Если КНР вскоре войдет в высшую лигу авиастроения, то тогда появляются некие сомнения, например, в дальнейшей судьбе совместного лайнера CR929. 

Заполучив всю документацию и заимев собственные двигатели раньше появления российского ПД-35, китайские партнеры могут пойти на одностороннее изменение условий сотрудничества, например, потребовать раздельных продаж лайнера: они – на своем внутреннем рынке, мы – на международном. Тогда России придется или с гордым видом выйти из проекта, или напрямую конкурировать с «Боингом» и «Аэрбасом», в чем мы, как показал печальный опыт «Суперджета», не слишком сильны.

Автор: Сергей Маржецкий

Читайте также: Очередной налог придумали российским водителям

Оцените статью
ПОЛИТРУК
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Фёдор

    Не все так плохо, потому что не все китайцы умеют копировать.

    Ответить