Воздушные командные пункты ВКС России. От первого поколения ко второму и третьему

На случай полномасштабного вооруженного конфликта, в том числе с применением ядерного вооружения, в составе российских воздушно-космических сил имеется несколько специальных воздушных командных пунктов. Самолеты Ил-80 и Ил-82 уже не в полной мере отвечают требованиям времени, и в ближайшее время промышленность проведет их модернизацию.

ВКП Ил-80 в полете

Последние новости

30 мая в российских СМИ появились официальные данные о дальнейшей судьбе ВКП двух типов. Замминистра обороны Алексей Криворучко во время посещения НПП «Полет» (г. Нижний Новгород) рассказал о завершении части работ по одному из важных проектов в сфере ВКС.

По словам замминистра, промышленность завершила опытно-конструкторскую работу по созданию проекта модернизации самолетов Ил-80 и Ил-82. Уже запущен процесс ремонта и обновления такой техники. НПП «Полет» является головным разработчиком улучшенного комплекса бортовой аппаратуры и принимает участие в текущих работах.

По результатам такой модернизации имеющиеся ВКП типа Ил-80 и Ил-82 существенно повысят свой потенциал. В изначальном виде их относят к условному первому поколению воздушных командных пунктов. В скором будущем их можно будет классифицировать как второе. Впрочем, официальные лица не спешат уточнять, какие именно изменения внедрены в проекте модернизации и как они повлияют на решение поставленных задач.

Очевидно, что по результатам модернизации ВКП сохранят свои функции. Эти самолеты предназначаются для управления всеми формированиями войск и сил, гражданскими и иными структурами. Основная их задача – работа в условиях полномасштабного вооруженного конфликта, в том числе с применением ракетно-ядерных вооружений, делающих невозможным использование стационарных командных пунктов.

На базе существующей техники

Решение о разработке будущего ВКП Ил-80 принималось на рубеже семидесятых и восьмидесятых годов. Появление такой машины должно было стать ответом на актуальные угрозы. В первой половине восьмидесятых ОКБ Ильюшина в сотрудничестве с другими предприятиями подготовило новый проект, и в 1985-м опытная машина впервые поднялась в воздух.

Примерно через два года состоялся первый полет самолета Ил-86ВКП / Ил-80 с полным набором специального оборудования. В 1992 г. новый ВКП был официально принят на вооружение российских ВВС. Промышленность построила и передала войскам четыре подобные машины. Все они остаются в строю по настоящее время. Выпущенные самолеты имеют некоторые отличия. Кроме того, отличалась их история эксплуатации. Так, в конце девяностых годов две или три машины простаивали на хранении, тогда как в строю оставалась только одна.

ВКП Ил-80 представляет собой переоборудованный пассажирский лайнер Ил-86. Последний выбрали в качестве платформы для ВКП из-за удачного соотношения летно-технических характеристик и доступных объемов внутри фюзеляжа. С лайнера убрали все пассажирское оснащение; планер усилили и лишили иллюминаторов. Главные внешние отличия Ил-80 от базового Ил-86 заключаются в наличии крупного обтекателя над носовой частью фюзеляжа и подвесных устройств под крылом. Три самолета из четырех получили средства дозаправки в полете.

Командный пункт Ил-82 на земле

Ил-80 получил специальный радиотехнический комплекс, включающий большое количество разнообразных систем. Имелись средства для работы со всеми видами связи войск и гражданских структур, система определения государственной принадлежности, рабочие места для группы боевого управления и т.д. Для обеспечения энергией всех новых систем пришлось предусмотреть вспомогательную силовую установку.

Для осуществления связи во всех диапазонах применен набор антенных устройств разного рода. На поверхности фюзеляжа предусмотрены несколько антенн. В хвостовой части смонтировано устройство для выпуска тросовой антенны длиной несколько километров.

Точный состав оборудования и типы используемых приборов – даже для первой модификации Ил-80 – в открытых источниках отсутствует.

Так же в конце восьмидесятых были построены два самолета Ил-82, также известные как Ил-76СК или Ил-76ВКП. В их случае платформой послужил военно-транспортный самолет Ил-76МД, доработанный с использованием решений самолета ДРЛОиУ А-50. Внешне от базовой машины Ил-76СК / Ил-82 отличается крупным обтекателем над кабиной экипажа, отсутствием штурманского остекления, а также антенными устройствами возле кормового грузового люка и на крыле.

По разным данным, Ил-82 по целевой аппаратуре унифицирован с ВКП Ил-80. Таким образом, машины этого типа тоже могут осуществлять связь с любыми соединениями и подразделениями вооруженных сил или взаимодействовать с гражданскими структурами, осуществляя передачу данных и управление во всех условиях.

Служба и обновления

Большая часть информации о службе ВКП Ил-80 и Ил-82 остается неизвестной. Имеются сведения о временном пребывании нескольких самолетов на хранение. Кроме того, имели место два эпизода, представляющих большой интерес.

В 1990 г. один из Ил-80 совершал испытательный полет в районе полигона Байконур, в ходе которого установил связь с частью РВСН и отдал команду на пуск баллистической ракеты. По сути, воздушный командный пункт выполнил задачу, для которой создавался. 9 мая 2010 г. самолет Ил-80 смогли увидеть все желающие. Одна из машин этого типа была задействована в воздушной части парада на Красной площади.

Согласно сообщениям последних лет, модернизация ВКП Ил-80 и Ил-82 была запущена еще в начале девяностых годов. Заказ на разработку новых радиоэлектронных систем получило НПП «Полет». ОКР по созданию унифицированного бортового комплекса получила шифр «Звено-2». Сам комплекс обозначили как 83Т120. По ряду причин работы затянулись, и испытания обновленного самолета Ил-80 удалось начать только в 2010-11 гг. В 2015-м модернизированную машину вернули в ВКС.

Воздушные командные пункты ВКС России. От первого поколения ко второму и третьему

Весь парк отечественных ВКП на аэродроме Чкаловский, 2011 г.

По всей видимости, следующие несколько лет ушли на доработку проекта модернизации Ил-80, а также на адаптацию систем «Звена-2» для применения на Ил-82. Теперь проект готов к выполнению работ на оставшихся самолетах-командных пунктах.

Будущее, ближайшее и отдаленное

В общей сложности у ВКС России на данный момент имеется шесть воздушных командных пунктов моделей Ил-80 и Ил-82. Один из Ил-80 в недавнем прошлом прошел модернизацию, и после этого в обновлении нуждаются только три машины такого типа. Кроме того, ремонт и модернизацию пройдут два самолета Ил-82.

Сроки выполнения необходимых работ пока не уточнялись. Точные данные по модернизации первого Ил-80 отсутствуют, что не позволяет строить предположения с приемлемой точностью. Вероятно, модернизация пяти ВКП может продолжаться в течение всего следующего десятилетия – хотя нельзя исключать более раннее или более позднее завершение работ.

После обновления Ил-80 и Ил-82 будут относиться к условному второму поколению ВКП. Тем временем, ведутся работы по созданию следующего поколения подобной техники. Несколько лет назад в контексте модернизации самолета Ил-80 упоминались работы по принципиально новому проекту. Будущий ВКП планируется строить на базе лайнера Ил-96-400. Такая платформа, имея необходимые характеристики, отличается меньшим возрастом. При этом сроки появления нового ВКП на основе Ил-96 не уточнялись.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Противолодочные самолёты Ил-38Н «Новелла» будут патрулировать Севморпуть

Тем не менее, общая тенденция ясна. Пока вооруженным силам России придется использовать ВКП первого поколения, но уже в ближайшем будущем в парке такой техники появятся модернизированные образцы. Через несколько лет после этого следует ожидать появление принципиально новых самолетов. Все эти процессы положительным образом повлияют на общее состояние систем связи и управления стратегического уровня.

Источник:

Оцените статью
ПОЛИТРУК
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.