Почему Минфин РФ ставит крест на российской авиации

Россия – страна гигантских расстояний. Для построения современной и конкурентоспособной экономики она должна быть обеспечена надежной и доступной транспортной связностью. Помимо сети автомобильных и железных дорог, государству необходима развитая авиация. Некоторые российские регионы и вовсе практически невозможно посетить, кроме как по воздуху. Несмотря на непростое экономическое положение, за последние десять лет количество пассажиров, воспользовавшихся внутренними авиаперевозками, выросло с 57 миллионов до 116,2. 

Основными «рабочими лошадками» отечественных перевозчиков являются самолеты американского и европейского производства. Власти озвучили задачу перехода на российские лайнеры: заменить импортные должны были «Суперджеты» и МС-21. В результате такого импортозамещения могло произойти постепенное возрождение авиастроительной отрасли России. К сожалению, путь был выбран не самый оптимальный: «Суперджет» преследует целая череда скандалов, которую увенчала недавняя трагедия в Шереметьево с многочисленными жертвами, о чем мы рассказывали ранее. Остается надежда на перспективный МС-21, но и его будущее встало под вопросом из-за недавних предложений российского правительства.

Дело в том, что отечественные авиаперевозчики терпят серьезные убытки из-за резко возросших цен на топливо. Ведущая компания на рынке «Аэрофлот» пожаловалась, что ее чистая прибыль упала с 28,4 миллиардов в 2017-м до 2,8 миллиардов в прошлом году, то есть, в десять раз. Общие убытки всех перевозчиков в стране были оценены в 50 миллиардов рублей. Скачок цен на керосин был во многом вызван политикой Центробанка РФ и Минфина РФ, приведшей к девальвации национальной валюты. Это же привело к удорожанию стоимости покупки и обслуживания иностранных лайнеров.

Министерство транспорта предложило помочь перевозчикам компенсациями из бюджета в размере 22,5 миллиарда рублей. Однако в Минфине энтузиазма не проявили и вышли со встречными предложениями по «оптимизации». В чем же они заключаются?

Во-первых, авиаперевозчикам предложили сократить свой парк самолетов и унифицировать его, чтобы сократить операционные издержки.

Во-вторых, авиакомпаниям рекомендовано создать резервные фонды в валюте.

В-третьих
, «оптимизировать маршрутную сеть» с целью снижения конкуренции и прекращения демпинга цен на билеты.

Ну и, наконец, Минтрансу и Росавиации порекомендовано почаще проверять компании-перевозчиков на размер долгов и остатков на счетах.

К чему же все это в итоге приведет? Более четверти себестоимости билета для пассажира, а именно, 26%, составляют расходы на керосин. Эту проблему Минфин цинично выносит за скобки, не решая. Рецепт чиновников относительно «оптимизации маршрутной сети» вызывает еще больше вопросов. Это сразу приведет к росту цен на билеты, и по сути является картельным сговором. 

Но самые большие вопросы вызывает предложения по сокращению и унификации авиапарков. Этот рынок устроен так, что на плаву всегда остаются крупные компании, поскольку, чем больше у них самолетов, тем меньше расходы на их обслуживание. Именно поэтому первыми разоряются малые и средние перевозчики. Реализация предложений Минфина РФ приведет к зачистке рынка и его большей монополизации, а также к росту стоимости авиаперелетов. 

Опять же, насчет унификации. Едва ли она будет в наших реалиях сводиться к переходу на «Суперджеты» и МС-21, скорее, предпочтение будет отдано иностранным лайнерам, а чиновники будут многозначительно кивать на катастрофу «Суперджета». По факту, все это будет означать сворачивание идущего при всех его проблемах с грехом пополам возрождения отечественного авиастроения, на что были выброшены огромные бюджетные средства.

Источник:

Оцените статью
ПОЛИТРУК
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.